Опрос

Пользуетесь ли вы электронными деньгами?

Да, web-money
Да, яндекс-деньги
Да, и web-money, и яндекс-деньги
Использую другую систему
Не пользуюсь
Новые ставки по транспортному налогу
Новые ставки по транспортному налогу

Случилось то, чего опасались многие автолюбители. Мосгордума утвердила новые ставки транспортного налога, которые вступают в силу

Попробуем разобраться в нововведении. Итак, если мощность автомобиля меньше 200 л. с., то карман вряд ли почувствует существенную разницу. А я, имея старенькую и не слишком мощную иномарку, буду дополнительно выкладывать 500 руб. в год, владелец «жигулей» — 200 руб. Самое же страшное ожидает хозяев «летательных аппаратов»: для категории «200–250» ставку удваивают, а членам клуба «Кому за 250» придется платить почти в три раза больше, чем прежде! (Подробное описание изменений ставок смотрите в таблице.) Вроде бы все справедливо и логично: мощные автомобили стоят немалых денег — с каждого по возможностям. Для владельца иномарки типа Hummer H2 или Mercedes-Benz S600 стоимостью от 100 тыс. долл. какие-то там 30 тыс. или, скажем, 50 тыс. руб. — не очень большая сумма. Но чиновники упустили из виду представителей среднего класса, которые могут себе позволить серьезные машины. Назовите-ка несколько автомобилей стоимостью до 20 тыс. у. е., имеющих под капотом «табун», исчисляемый несколькими сотнями «голов»? Правильно, Opel Calibra Turbo (204 л. с., 8000 у. е.)… Ага, Chevrolet Tahoe (250 л. с., 15 тыс. у. е.)… Те же «немцы» представительского класса (BMW 740i, Audi A8 4.2) очутились уже за заветной отметкой. Еще? Точно, к данному ценовому сегменту также принадлежат множество праворуких «японцев» с турбомоторами! И как прикажете платить транспортный налог 1000 баксов в год владельцам всех этих авто? Не накладно ли? Кто-то скажет, что можно воздержаться от покупки таких машин. Но если хочется иметь под капотом мощный мотор? А говорят: «Красиво жить не запретишь…» Налицо явная недоработка закона.

Следующий момент, с трудом выдерживающий критику, — причина, по которой вводят эти неадекватные ставки: мол, новые тарифы будут способствовать распространению маленьких машинок в столице. Так-так, очень знакомая песня. Добровольно народ не стал пересаживаться на «мелочь» (так сложилось исторически: если есть деньги, то русский маленькому автомобилю, как правило, предпочтет большой). Но не мытьем, так катаньем правительство все же воплощает свою идею в жизнь! Однако не кончится ли все тем, что за определенную мзду дяде-гаишнику автолюбители просто станут вписывать в техпаспорт 140 л. с. вместо реальных 280? Кстати, еще одна нестыковка: как быть с большими машинами со стосильным мотором и «малышами» с двумя сотнями «кобыл»? Не помешает ли это обстоятельство задушить налогами крупные авто и реализовать льготы для небольших машин? Почему бы не поступить также, как интернет провайдер Киева - сеть Ланет. То есть, снижать тарифы, пропорционально нагрузкам. Заметим, что сеть Ланет является одним из самых надежных провайдеров. Цена на их услуги не очень большая.

Кроме того, хотелось бы поговорить и о логике чиновников, о том, почему и страховые, и налоговые ставки привязывают именно к количеству лошадиных сил? Классический, можно сказать, хрестоматийный пример — стоимость страховки на «Волгу» (ГАЗ–3110). Ну разве оправдана разница в цене страхового полиса между впрысковой и карбюраторной машинами? (Напомню, автомобиль с 406-м мотором на 50 л. с. мощнее карбюраторного брата, и посему страховка на него стоит намного дороже.) Это я к тому, что к расчету цены страховки нужно подходить по-другому. То же относится и к транспортному налогу. На Западе ведь как делают: они не задают один определенный параметр, от которого потом отталкиваются, а применяют накопленный годами опыт вплоть до индивидуального подхода к каждой модели (!) при расчете ставок. В Германии, например, VW Golf — любимец молодежи, и потому автомобиль часто мелькает в сводках аварий, а отсюда соответствующий повышающий коэффициент при определении стоимости страховки. В этом им помогают две науки помимо прочих — статистика и психология. В США, скажем, есть любопытные данные, касающиеся количества случаев переворачивания машин в зависимости от типа кузова. Оказывается, вопреки законам физики универсалы (а это, как правило, валкие автомобили с высоким центром тяжести) переворачиваются на порядок реже, чем приземистые спортивные купе и кабриолеты той же модели (есть машины, в модельном ряду которых представлены и универсал, и купе, и кабриолет, к примеру Chevrolet Cavalier или Opel Astra B).

Возможно, данный опыт не вполне подходит для России. Тем не менее кое-чему мы можем научиться, а все сказанное лишний раз подчеркивает необходимость более обстоятельного подхода к решению озвученной проблемы. По-моему, стоимость транспортного налога следует привязывать не к мощности, а к классу авто, к цене (с учетом износа), к году выпуска, в конце концов.