Опрос

Пользуетесь ли вы электронными деньгами?

Да, web-money
Да, яндекс-деньги
Да, и web-money, и яндекс-деньги
Использую другую систему
Не пользуюсь
Тяжкий гранит науки
Тяжкий гранит науки

Вереницы детей бредут по улицам, сгибаясь под непосильной тяжестью рюкзаков и сумок... Это не мрачный ужастик. Это обычная картина начала учебного дня. Неизвестно, в каком бою будет легко современным школьникам, но в ученье им очень нелегко – в буквальном смысле слова. И наше почти поголовно больное подрастающее поколение здоровее от такой «тяжелой атлетики» явно не станет.

Катя Морозова учится в 9 классе киевской гимназии №109. Нагрузки здесь серьезные – и не только в смысле учебной программы. Вот пример расписания на среду. Украинская литература, украинский язык, немецкий, французский, география, геометрия, зарубежная литература: 7 уроков – столько же учебников. По словарю на каждый иностранный язык, атлас на географию, общие тетради на каждый предмет, ручки, карандаши и прочая пенальная мелочь. Все это грузится в сумку, которая сама по себе – тоже не перышко. Плюс пара яблок. Взвешиваем... почти 6 кг. Санитарные нормы побиты, потому что по ним в 13-14 лет детям не то что носить на расстояния, а даже поднимать больше 5 кг нельзя.

Казалось бы, что такое школьная сумка весом 6 кг – не смертельно. Но ведь мы с такими грузами только из магазинов возвращаемся, и то не каждый день, а детвора – регулярно носит их в школу и обратно. И хорошо, если до школы несколько минут пешком, но ведь многие дети добираются до места учебы гораздо дольше. А в гимназию, где учится Катя, школьники ездят и с Троещины, и с Оболони. В других учебных заведениях ситуация не слишком отличается, учителя везде непреклонны – на уроке у каждого ученика должен быть на парте учебник.

– Я запрещаю свой дочке носить все книги. И пусть сколько угодно пишут ей в дневник замечания по поводу отсутствия учебника на уроке. Я вообще считаю, что дети не должны носить с собой в школу учебники, особенно по гуманитарным наукам. Их можно и дома почитать, а учителя должны давать материал, которого в книгах нет или же доносить его интересными способами, а не устраивать избу-читальню на уроках, – говорит Катина мама Евгения Маркиросова.

В общем, получается все как всегда – санитарные нормы существуют, но на практике никто их не выполняет. И дело не в том, что они устарели и не соответствуют новым реалиям. Просто, никому, кроме родителей, до них нет дела. В ведь если по-настоящему озаботиться этим вопросом, то его можно решить.

Конечно, совсем без учебников не обойтись, особенно на уроках по точным наукам. Но почему бы ту же геометрию не выпустить в виде серии тонких брошюрок, а не издавать одну увесистую книгу на несколько лет учебы. Слишком дорого получится? А зачем делать твердые картонные обложки? Без них книжки быстро растреплются? Получается, что соображения экономии и долговечности книжек у нас важнее здоровья школьников.

Школы тоже могли бы что-то придумать, например, если уж нельзя обойтись без книжки или пособия, то оставлять их в классе. Или завести по два комплекта учебников – для дома и для школы. Или хотя бы не ругать детей, если они договариваются с соседом по парте носить по половине нужного на каждый день набора книжек.