Опрос

Пользуетесь ли вы электронными деньгами?

Да, web-money
Да, яндекс-деньги
Да, и web-money, и яндекс-деньги
Использую другую систему
Не пользуюсь
Третье место на мировом авиационном рынке. Китай или Россия?
Третье место на мировом авиационном рынке. Китай или Россия?

Не стоит вспоминать о достижениях союзной авиации, это прошлое, безусловно, которым можно гордиться, но нужно думать о будущем. А будущее формируется уже сегодня. На сегодняшний день лидерами мирового авиационного рынка являются две компании - американская Boeing и европейская Airbus, которые работают в условиях жесткой конкуренции. Конкуренция настолько жесткая, что постоянно слышатся скандальные претензии этих компаний друг к другу, наблюдается лоббирование интересов на уровне правительств и прочие, часто очень нелицеприятные обвинения. Напомним, что за последние два десятилетия рынок гражданской авиации покинули многие компании, включая крупнейшую компанию ВПК США - Lockheed Martin. Конкуренция на мировом рынке гражданской авиации очень жесткая.

Тем не менее, на рынок стремится новый участник – это китайская компания Commercial Aircraft Corporation of China (Comac), которая разрабатывает самый вместительный на сегодняшний день узкофюзеляжный самолет С919 на 200 мест. Первый полет этого самолета запланирован на 2014 год. Выпуск в промышленную серию – к 2016 году. Также, по информации СМИ, Китай ведет переговоры с Россией о кооперативной разработке дальнемагистрального самолета на базе среднемагистрального МС-21 корпорации Иркут, находящегося в настоящий момент в разработке. Планируемый выход в серию российского среднемагистрального самолета – это 2020 год. К 2030 году Comac планирует продать уже 2000 самолетов. Кроме того, Китай вышел на первое место по производству служебных самолетов. Безусловно, он стремится на последнее место в тройке авиационных лидеров, но давайте посмотрим «под одеяло» данного процесса.

Так уже сложилась ситуация, что основные рейсы в мировой авиации – это среднемагистральные. Дальнемагистральные сообщения осуществляются с помощью транзитных рейсов, позволяющим авиаперевозчикам эффективно кооперироваться и обеспечивать непрерывный транспортный поток. Тем не менее, как иностранные, так и российские перевозчики закупают дальнемагистральные самолеты. Они очень дороги даже для компаний-производителей и не дают большой прибыли. Основная прибыль получается Boeing и Airbus с узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов – Boeing 747 и Airbus А320. Вместимость этих самолетов попадает в диапазон 100-145 мест. Comac С919 в этом смысле имеет значительное конкурентное преимущество, выводя на рынок 200-местный самолет.

При этом разрабатывается новый самолет российской корпорации Иркут - Ирку́т МС-21, вместительность его запланирована в двух версиях 150 и 180 мест. По заявлению производителей, Иркут уже имеет 128 твердых контрактов, а также заявки на заказы на 1000 самолетов, причем 70% заявок касается 180-местной версии. Ранее анонсировался срок выхода самолета в серию – 2016, на сегодняшний день Россия отстает по срокам, а также по количеству мест, но это только по одной позиции.

С другой стороны авиационное бюро Сухого не только выпустило свой среднемагистральный, но уже его и сертифицировало. Конечно, его вместимость не дотягивает до стандарта, количество мест всего 95. Но Sukhoi Superjet 100 уже в серии и уже привлекает внимание лидеров, хотя в целом рассчитан на модернизацию российских авиационных региональных линий. Таким образом, Россия не пустит крупнейших авиационных производителей на свой рынок и удовлетворит свои потребности в авиационной технике, а также разовьет свою отрасль. Это будет и необходимым стимулом. Может ли Sukhoi Superjet 100 выйти на мировой рынок? Это вполне возможно. Однако требуется целенаправленная работа в этом направлении для достижения целей. А также консолидация усилий Правительства РФ и недавно созданной «Объединенной авиационной корпорации», конечно, финансирование.

Безусловно, когда выйдет в серию самолет МС-21, пусть с задержкой, то Россия будет расширять своё покрытие мирового рынка. Также упрочит свои позиции при выпуске дальнемагистрального самолета. Иркут уже подал заявку на разработку ближнемагистрального самолета.

Отметим, как Китай получил такие технологии для столь мощного старта на мировой рынок. Airbus в Китае открыл производство со своей классической целью – получения доступа к рынку сбыта. В результате Comac сделал C919, который исключительно напоминает Airbus А320 и с большим количеством мест, и более широким фюзеляжем (это позитивно сказывается на спросе за счет дополнительного комфорта для пассажиров), но Airbus в качестве преимущества имеет композитное крыло, которое просто необходимо в дальнемагистральных самолетах и имеется у российского MC-21. Таким образом, российско-китайская кооперация направлена скорее на оттеснение России с мирового авиационного рынка в будущем. Уже сейчас беспокоит китайцев российская авиация, соответственно, у неё есть шансы войти в тройку лидеров.
Светлана 17.04.2013
Неужели такое может быть? Россия опять в лидерстве и не только вместе с Газпромом. Это что-то...
Богдан 26.05.2013
Китай получит технологии, документацию и пошлет россиян и европейцев подальше.
Боцман 12.09.2013
Странная статья! А АН-140, 148,158, их не существует. Документация передана в Россию для производства. Что за журналюги?