Опрос

Пользуетесь ли вы электронными деньгами?

Да, web-money
Да, яндекс-деньги
Да, и web-money, и яндекс-деньги
Использую другую систему
Не пользуюсь
Экзамен? Без взятки? Бывает
Экзамен? Без взятки? Бывает

Только один день отделяет абитуриента от звания студента, если он действительно готов. Пришел, ответил, победил. Или проиграл. Вся «поступательная компания» в Могилянке, от начала до конца, укладывается в одно воскресение.
Утро немного нервное, как во всех ВУЗах в день экзаменов. Но тут не экзамены - тесты. Все шесть предметов за раз. Нужно собраться, не стараться все вспомнить заранее – что знаешь, вспомнится в аудитории.
Но многие вопросы в тестах построены таким образом, что не обязательно надо знать – достаточно уметь думать, пользоваться своими знаниями во всех сферах. Здесь требуют от абитуриента комплексной подготовки – математику на уровне школы должны знать и гуманитарии.
Но главное даже не во всех этих подробностях, главное - атмосфера - открытая, прозрачная. Все предельно просто: раздали задания, четыре с половиной часа работы. Карты с заштрихованными вариантами собираются и тут же на сцене, в актовом зале, прямо при абитуриентах и родителях в присутствии президента академии Вячеслава Брюховецкого свежезаполненные бланки, сканируются, компьютер подсчитывает баллы и результат тут же выводится на большой экран. В этом году к пяти вечера вся церемония поступления в один из престижнейших вузов страны закончена, рейтинговые списки абитуриентов с набранными ими баллами распечатаны по специальностям и вывешены во дворе. Физически ощущаешь, что для всей этой закулисной возни, «высоких» звонков и соблазнов в виде пухлых конвертов намеренно не оставили ни времени, ни места. Абитуриенты практически знают, стали они студентами или нет.
Побывав однажды в Могилянке на тестировании, перестаешь понимать, почему так же точно не происходит во всех других ВУЗах: эта система фактически исключает саму мысль о возможности подтасовки и фальсификации. Знаешь – молодец. Не знаешь – иди в другой вуз или готовься лучше в этот. Нет дыр, через которые лезут в престижный ВУЗ кем-то опекаемые денежные бездари.
-Самое главное – успеть, – вспоминает Сергей Рогожин, выпускник Могилянки, прошедший в свое время испытание тестами. Пять вариантов ответов – нужно заштриховать квадратики, и сделать это аккуратно. Проверяет машина, и если зарисован квадратик «некачественно», ответ может быть не засчитан. Конечно, абитуриенты пробовали дурить преподавателей: некоторые брали с собой 2 мобильных телефона, один демонстративно сдавали, на другой возлагали надежды (что друзья с помощью смс помогут ответить на вопросы). Но это не очень перспективно – слишком мало времени, все тестирование – жесткий цейтнот. Я поступил сразу. И когда приехал к себе в Черновцы, и рассказал, что никому при поступлении не платил, да еще и поступил в престижный киевский ВУЗ, мне никто не поверил. А вот в свой Черновицкий университет в том же году я не прошел…

Экзамены добром не отдадим!
Внедрить такую же систему в других киевских ВУЗах президент Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий предлагал неоднократно
– Но ни один из моих коллег ректоров не согласился, – рассказал Вячеслав Степанович «Газете…». – Причина первая – она слишком прозрачна, именно этим и неудобна. Вторая причина – за красивым и четким выступлением на сцене с результатами тестов стоит много работы. В Украине только некоторые ВУЗы используют на сегодняшний день тестовую систему – Львовский университет, Одесский. И то, частично.
Почему? Даже министерству образования очевидно - давно пора менять систему зачисления в ВУЗы! Экзамены дают слишком много возможностей помочь «заявленному» абитуриенту и завалить «лишнего». Так, «с подстраховкой» в свое время поступала моя подруга. «Ваша работа по истории очень слабая, – сказал ей декан через час после экзамена. – Подойдите на третий этаж, вот имя и фамилия тут записаны, он будет до пяти часов и задаст вам пару дополнительных вопросов».
В итоге она поступила на исторический, более того, благополучно закончила университет. А сейчас успешно работает менеджером по продажам канцелярских товаров. В связи с этим вспоминается мне другой человек, Алеша Бондарь, мой одноклассник. Крупный, неповоротливый, немного забитый, влюбленный в историю по уши, – он знал предмет лучше всех в классе. Но на исторический поступил только с третьего раза. И сразу стал первым студентом на курсе. Даже прозвище на факультете у него было «историк».
«Телефонное право» и фальшивое письмо
Можно ли найти лазейку и «проплатить» поступление в ВУЗ, где принимают абитуриентов по тестам? Теоретически – купить заранее тесты, к примеру, и подготовиться. Но массово рассекретить вопросы до тестирования – наверняка попадешься. Рисковать из-за одного абитуриента – не имеет смысла. Впрочем, некоторые абитуриенты и родители таки пытаются надавить на руководство Могилянки привычным способом.
На днях пришло, например, письмо с подписью одного из замов министра образования, в котором было «замолвлено слово» за абитуриента.
¬– Письмо оказалось фальшивым, – рассказал «Газете…» президент академии Вячеслав Брюховецкий, – конечно, автора можно найти, но это уже криминальное дело. Каждый год происходят какие-то курьезные случаи. Вот на днях звонил еще один проситель. И настойчиво, ссылаясь «на кого надо» просил помочь. Я его спрашиваю – да чем помочь? – Ну, вы же понимаете, поступить! Оказалось, мой собеседник пытался дозвониться в другой ВУЗ и просто ошибся номером. Ребенок его поступал в институт, где точно есть военная кафедра, а у нас такой нет. На этом конфликт и был исчерпан.
Удивительно еще вот что: родителям чаще всего не хватает ума и такта скрывать от своих детей «звонки нужным людям» и прочие «возможности и хлопоты», тем самым, уродуя их в самом начале жизненного пути. Мало того, что детинушка никаких личных достижений при поступлении в ВУЗ не продемонстрировал, так еще считает вполне нормальным, не стыдится того, что его «поступили». Первый старт и первый урок жлобства – главное не то, что ты из себя представляешь, а сколько имеешь денег, наглости, рекомендаций и мобильных телефонов «полезных людей
Кого набираем – того и выпускаем
Коррупция. Слово-паук, которое в период «поступательной» компании в ВУЗы не слазит с газетных полос. Сколько дают на лапу, в каком ВУЗе и при каких обстоятельствах – без имен и фактов, но с претензией на сенсацию. После всех возможных экзаменов традиционно следует ожидать волну «разоблачений» зарвавшихся преподавателей. Но вопрос на самом деле не в том: берут – не берут и сколько дают.
Что приобретают родители и сам студент в результате «капиталовложения»? Каких специалистов мы получаем, если в начале пути они не выбрали осознанно свое дело и не поднялись самостоятельно даже до первой ступеньки – вступительного экзамена? Мы сетуем на профнепригодность дипломированных специалистов, предлагаем новые системы обучения, дополнительную аккредитацию ВУЗов, а на самом деле поломка в системе образования происходит в самом начале – при отборе. Отбор – своего рода фильтр. Который помогает определить, кто из претендентов готов осваивать именно эту профессию. По уровню знаний, способностям, таланту, упорству. Какие связи в состоянии компенсировать недостаток этих параметров?
С другой стороны непонятна позиция ВУЗов с громкими именами, в которые запросто может поступить всякий, имеющий деньги или лапу. Выпускники – своего рода знак качества учебного заведения, показатель, который невозможно подделать. Уровень этого показателя напрямую зависит от изначально отобранного материала. А судя по тому, что у нас сплошь и рядом встречаются специалисты, мягко говоря, не соответствующие своим дипломам, материал для формирования творческой, научной и прочей элиты оказался никудышным.
К слову
В этом году была попытка реформировать систему поступления в ВУЗы – заменить экзамены внешним тестированием. У президента Киево-Могилянской академии Вячеслава Брюховецкого спросили, что он думает по поводу всеобщего тестирования.
– В целом я приветствую идею такой реформы. Она не состоялась в том масштабе, в каком планировалась, но ее результаты требуют тщательного анализа. Не стоит унифицировать систему для всех. Каждый ВУЗ должен все же разработать свою собственную систему тестирования, учитывая особенности обучения именно в этом заведении. Нужно определиться, каких студентов нужно набрать именно для этих аудиторий.
– Как вы сочетали собственные тесты с результатами внешнего тестирования, которые в этом году принесли выпускники школ?
– Абитуриент все равно проходит наши тесты, но если по результатам внешнего тестирования по данному предмету у него результат лучше, и он в целом набрал нормальный рейтинг, то мы засчитываем из двух вариантов лучший.