Опрос

Пользуетесь ли вы электронными деньгами?

Да, web-money
Да, яндекс-деньги
Да, и web-money, и яндекс-деньги
Использую другую систему
Не пользуюсь
Как откосить от армии
Как откосить от армии

Сложно сказать, зачем Матвею Лопатину (имя и фамилия изменены), музыканту, музыканту и студенту днепропетровского Металлургического института понадобилось косить от армии – в «Металле» была военная кафедра.

-Понимаешь, нервировало, что вызывают в военкомат отмечаться, - пояснил Матвей. К тому же я потом перешел на вечерний – институт мешал музыке. И «билет от психиатра» оказался кстати. В общем, в армию не хотелось, а если вдруг что - ведь не скажешь психиатру в военкомате: «Здрасьте, я дурак!» Чтобы так сказать, нужно иметь основание. В смысле – историю болезни.
Приручение невропатолога

Все началось с визитов к невропатологу: Матвей за ним ухаживал, как терпеливый жених за несговорчивой невестой. Сначала давая возможность доктору к себе привыкнуть – мол, голова болит часто, плохо сплю. Бывают головокружения.

Потом в беседах с уже «прирученным» невропатологом студенческой поликлиники стали проскакивать странности.

-Нужно их проговаривать не демонстративно, чтобы доктору не пришла мысль, что ты валяешь дурака, - вспоминает Матвей. – Так, вроде, сам не понял, что сказал. Или наоборот – понимаешь – странно все это, но откуда взялось, непонятно. Вместе с регулярными жалобами на общее самочувствие это приводит доктора к мысли, что нужна специальная помощь.

-И на чем «сломался» твой невропатолог?

-Я как-то заметил, - с оговоркой «может мне, конечно, показалось», - что сигареты «Ватра» пахнут Винни-пухом. После чего врач мягко сказал: «Вы, наверное, не наш больной. Нужно пройти обследование. Ничего страшного, это формальность». Я получил направление к психиатру.
«От шизофреника должно веять шизой»

Перед встречей с психиатром Матвей перечитал горы специальной литературы.

-С этими справочниками тоже не просто – там описана не клиника болезни, а врачебные тесты для определения, действительно ли человек болен. Смотрят, как ты себя ведешь, как реагируешь на разные раздражители.

-Например?

-От шизофреника должно веять шизой. Поза, жесты. Никогда больной не сядет прямо и расковано – шизофреник примет позу замысловатую, движения навязчивы, нервозны. Но важно не переборщить. Чтобы психиатр подумал «Верю» и написал путевку.

- Что это за тесты?

- К примеру, пока врач разговаривает с пациентом, санитар крутит звук радио. Постепенно делая громче и громче. Если перед ними параноик – он, скорее всего, начнет громче разговаривать, стараясь «перекрыть» радио. Шизофреник начнет терять нить разговора.

-А нормальный человек?

-Попросит сделать тише. Таких дополнительных «проверок» много. Все заранее знать невозможно, и многое просто угадываешь.

-Не проще ли «развить патологию» перед невропатологом – ведь может быть человек болен, но не обязательно – псих?

-Можно, но там сложнее – всякой измерительной аппаратуры много.

-Но ведь и психиатры делают энцефалограмму?

-Этот «прибор» обмануть несложно: нужно сильно сжать пальцы на ногах, а языком давить в верхнее небо. И подумать о чем-то очень неприятном. Если очень постараться – можно довести себя почти до психического состояния. Во всяком случае, результат обследования будет неутешительным.
Как был получена «путевка в дурдом»

-Вообще, косить армию через дурку –страшная штука.- Ходишь, как по рельсам. Успеешь соскочить – не успеешь… Я вот прокололся на первом же приеме у психиатра.

- Тебя разоблачили?

-Да нет, наоборот. Но я оказался не готов к тому, что психиатр ничему не удивляется, и доброжелательно поддерживает разговор на любую тему.

-А чего ты говорил-то?

-Да всего уже не вспомню. Говорил – дома иногда картонными кажутся. Как заставки. А за ними вроде бы и нет ничего. Под конец увлекся. Как сейчас помню бланк, и на нем типографскими буквами написано «ПУТЕВКА». Путевка в дурдом. И вся исписана почерком неразборчивым.

Хорошо, перед тем, как отправиться с путевкой на Игрень (так называют Днепропетровскую областную психбольницу –Авт.), я показал ее друзьям- медикам. Они каракули коллег разобрали и говорят: «Ты что, совсем дурак? Это ж – вязать и колоть, и колоть долго. Ты если с таким документом туда явишься, через пару лет будешь заново учиться шнурки завязывать».

Я слышал, среди психиатров есть мнение, что суть шизофрении – это несколько навязчивых идей, которые как бы образуют между собой замкнутый круг. И все, что человек переживает, он пропускает через призму болезненных идей. Чтобы круг разорвать – нужно убить активную мыслительную деятельность. Но так, чтобы остались при этом навыки. А потом – все с чистого листа. Для больных это, может, и выход. Для симулянта… Сама понимаешь…

В общем, в больницу не пошел – явился к психиатру через пару месяцев. Не то чтоб выздоровел – так, немного полегчало. А чего не был в больнице? Да работа подвернулась. Памятники надгробные делали. Теперь вот пришел показаться.

Еще пару месяцев Матвей ходил на консультации, скромничая в своих фантазиях – чтобы «смягчить показания».
21 день на окончательную проверку

В психбольнице есть специальный корпус, где наблюдаются «психи из военкомата». Обычные пациенты стремятся доказать, что они здоровы, тут - наоборот. Специальная комиссия призвана разоблачить симулянтов и определить истинно душевнобольных. В «отряде добровольцев» всегда есть пара наркоманов, у которых диагноз подтверждается. Тем, кому не удалось убедить психиатра, советуют служить на благо Родины. Их большинство.

Последнее действие спектакля длится 21 день – это время «проверочные психи» находятся под наблюдением. Режут картон на коробки – трудотерапия и дармовая рабочая сила одновременно.

-Тут тоже есть подвох, - говорит Матвей. – Многие на этих коробочках и раскалываются.

-Как так?

-Ну, если человек болен, ему тревожно, колбасит его – станет он, как ни в чем не бывало, коробки резать? Я это сразу понял, и чуть начав работать, картон в сторону откладывал. Задумывался глубоко. Нянечка подойдет, ласково так спросит: Что случилось? Расстроился чего?» Тут главное не перегнуть – у нас цель, чтобы поставили пограничное состояние. А значит, в армии служить не может, оружие в руки давать нельзя.

-А психиатры вас смотрели в больнице?

- За весь «курс» всего раза 2 –3. Если человек все время спокоен и весел, а нервничать начинает только на приеме у доктора – это уже провал. Нужно показывать всем своим видом, что нездоров. Причем не шутам-симулянтам, а медперсоналу. Но и не доводить при этом до лечения.

-И чем все заканчивается?

-Консилиумом. Похоже на госэкзамен. Врачи изучают все наблюдения, историю болезни, проводят последнее собеседование. И потом говорят: «Прощайте!» Это означает – бери, парень, шинель.

-И тебе так сказали?

-Не, мне сказали: «До свидания!»

То есть – поставили на учет. Мешает ли это ему в жизни? Говорит, что нет. Он программист-компьютерщик, водит машину (если заплатит чуть дороже, справку от психиатра при получении прав никто просить не станет). Сам факт, что он «учтен» психиатрами его не угнетает, а скорее даже веселит.

Олег Чабан, врач-психиатр, профессор Украинского НИИ социальной, судебной психиатрии и наркологии:
«Симуляция психической болезни – опасная игра»

- Симулируют психические расстройства не только люди здоровые, но и те, у которых отклонения психики незначительны. Легкое расстройство есть, но человек старается его усилить. Например, чтобы уйти от службы в армии, криминальной ответственности, получить какие-то социальные льготы и т.д.

Раньше будущие солдаты чаще всего симулировали энурез. Теперь этим заболеванием занимаются не психиатры, а неврологи. У нас чаще всего изображают страхи, умственную отсталость, неврозы и то, что называют «пограничным состоянием».

Отличить психическое расстройство от поведения симулянта всегда можно – бывает, не с первого взгляда, но клинические наблюдения рано или поздно раскрывают картину. Даже самый искусный актер раскроется. Если, например, человек рассказывает о галлюцинациях, а поведенческие реакции с его рассказами не совпадают. В поведении больного есть нюансы, которые не может повторить ни один здоровый человек.

-Если допустить, что симулянт – талантливый актер, есть риск, что его приняв за психбольного, залечат?

-Я таких случаев не знаю. Сделать из здорового мозга больной очень сложно, нервные клетки восстанавливаются, мозг невероятно пластичен. Если симулянта положить в «буйное отделение», можно ожидать, конечно, изменений личности через время. Опасность в другом – можно заиграться. Человек, играя в такие «опасные игры» получает в кровь адреналин. Может возникнуть зависимость. Можно переиграть - прочно «войти в образ», и на самом деле получить расстройство психики. Возможно, что у вашего героя были какие-то реальные отклонения, и «провел» психиатров он тем, что их значительно усилил.