Опрос

Пользуетесь ли вы электронными деньгами?

Да, web-money
Да, яндекс-деньги
Да, и web-money, и яндекс-деньги
Использую другую систему
Не пользуюсь
Фибромиому можно «удалить» через прокол
Фибромиому можно «удалить» через прокол

Украинские эндохирурги с помощью катетерной технологии лишают миому питания: опухоль «усыхает», а матка сохраняется

И не надо ничего резать

Сегодня в Украине большинство оперирующих гинекологов на местах во всю руководствуются «золотым стандартом» ушедшего ХХ века. А именно, предписывают хирургическое удаление миоматозных узлов вместе с маткой, а зачастую и вместе с яичниками. Ложный стереотип, что доброкачественная опухоль, то есть миома, или как ее еще называют, фибромиома матки, может перерасти в рак, по сей день подталкивает пациенток под скальпель хирурга. А между тем, за рубежом и в нашей стране становится все больше женщин, которые воспользовались методом эмболизации маточных артерий.

Через трубку – миниатюрные шарики

Как метод, катетерные технологии в мире известны достаточно давно. С помощью эндоваскулярной хирургии (такое название получило это направление в медицине) проводят бескровные операции на сердце, головном мозге и других органах. Катетеры помогают решить две основные задачи. Первая – когда надо восстановить проходимость сосуда, если он закрыт или сужен, например, атеросклеротической бляшкой. И вторая, когда наоборот, необходимо закрыть сосуды. Ее и используют при опухолях разной природы, которые быстро растут за счет активного кровоснабжения. Миома матки – как раз тот случай.

Суть операции в том, чтобы с помощью трубочки-катетера по артериям добраться до сосудов, которые участвуют в кровоснабжении опухоли. Врач делает прокол в области паха. Кстати, это классический доступ для всех внутрисосудистых вмешательств: в этом месте почти на поверхности проходит толстая артерия. Через прокол внутрь артерии с помощью тоненького и гибкого «прута-проводника» заводят сам катетер.

Затем катетер по сосудам проводят в нужную, данном случае маточную, артерию и выпускают в кровь так называемые эмболы. Это – мельчайшие полимерные шарики размером в доли миллиметра, которые кровотоком заносятся в сосуды опухоли и она надежно «пломбируется». А со временем перестает расти, уменьшается в размере и наконец гибнет, образуя рубцовую ткань.

Без наркоза и без боли

Проводит операцию эндоваскулярный хирург под рентген-наблюдением. Перед процедурой врач специальным шприцом под давлением вводит в артерию контрастное вещество с целью получения фотографии сосудистой системы матки и вся операция (длится она в среднем около получаса) ведется под «видеонаблюдением». Современный рентгеновский аппарат моментально оцифровывает снимки и передает их в виде видеосъемки на экран.

Такая операция безболезненна, так как внутри сосудов нет нервных окончаний. То есть не требует общего наркоза. Обезболивается только то место, где вводится катетер. Анестезиолог в ходе операции успокаивает пациентку, помогает преодолеть волнение.

Уже на следующий день после операции большинство женщин чувствуют себя нормально. Но в стационаре они проводят еще 3–5 дней – в зависимости от того, как быстро будет локализован воспалительный процесс в узлах, возникший после эмболизации.

Метод обнаружили случайно

Французский эндохирург Жак Раввина решил помочь гинекологам, которые проводили удаление матки при миоме. Поскольку обычно при такой операции пациентка теряет слишком много крови, Раввина предложил закупоривать сосуды с помощью эмболов и поначалу даже не представлял, что этот способ может стать отдельным методом лечения. Когда он провел процедуру уже нескольким десяткам женщин и решил проанализировать работу, то сильно удивился.

Некоторые пациентки отказались от удаления матки, потому что у них прошли те симптомы, которые беспокоили раньше – боль, кровотечение, частые походы в туалет (опухоль перестала давить на мочевой пузырь). После этого методикой заинтересовались американцы и британцы.

Цифра

От 20 до 45% женщин на планете страдают от миомы матки.

В основном это представительницы возрастной группы 30–40 лет и старше. Все чаще диагностируется это заболевание у молодых пациенток 20–25 лет.